Планета цыплят: учёные назвали главный символ современной эпохи

Мясо курицы сегодня употребляют в пищу во всём мире.

Иллюстрация Global Look Press.

Человечество узнаёт об исчезнувших цивилизациях благодаря оставшимся после них предметам быта и орудиям труда. Соответственно, даются и названия. Если задуматься, то какое прозвище могли бы получить в будущем современные люди? Авторы недавнего исследования из Великобритании и ЮАР считают, что нас могли бы шутливо назвать "куриные люди".

Человечество узнаёт об исчезнувших цивилизациях благодаря оставшимся после них предметам быта и орудиям труда. Например, представители культуры боевых топоров, или культуры шнуровой керамики, получили своё название благодаря характерному способу орнаментации керамики и погребальным обрядам. Если задуматься, то какое прозвище могли бы получить в будущем современные люди? Авторы недавнего исследования из Великобритании и ЮАР считают, что жителей анторопоцена вполне могли бы шутливо назвать "куриные люди".

Дело в том, что останки одомашненных кур могут стать для будущих археологов недвусмысленным указателем: "Здесь были люди!".

На сегодняшний день численность кур (Gallus gallus domesticus) превышает численность других птиц. Более того, кости одомашненных кур, заполонившие свалки и почву, сохраняют отличительные признаки индустриального животноводства.

"На самом деле это пример того, как мы изменили биосферу в соответствии с человеческими потребностями", – говорит ведущий автор работы Кэрис Беннет (Carys Bennett) из Университета Лестера.

Беннет и её коллеги захотели найти маркеры потенциально новой эры геологической истории. Речь идёт об антропоцене, пока ещё неформальном геохронологическом термине, о котором авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) ранее рассказывали. Многие специалисты всерьёз призывают официально признать наступление "эры антропоцена", или "века человека".

Сторонники новой геологической эпохи отмечают, что сегодня влияние человека на планету настолько велико, что для этого периода нужно создать отдельные рамки. Иными словами, геологическая эпоха голоцена (длившаяся последние 12 тысяч лет) завершилась, и теперь наступила новая.

Одним из ключевых требований для признания новой эпохи является наличие так называемых руководящих ископаемых. Таким термином учёные обозначают окаменелости, которые можно найти по всему миру в определённую эпоху, и они должны быть уникальными, чтобы признать этот период времени отличным от того, что было до и после.

Именно куриные кости могут стать руководящими ископаемыми антропоцена, считают авторы недавнего исследования. И, как шутят учёные, новую эпоху можно даже назвать орниоценом, или эпохой цыплёнка.

Цифры говорят сами за себя: сегодня на нашей планете единовременно живёт примерно 21,4 миллиарда домашних кур, что делает их самыми многочисленными птицами на Земле. Их общий вес, или биомасса, составляет немыслимые пять миллиардов килограммов.

Кроме того, куры, как известно, встречаются повсеместно. Согласно статистике 2014 года, люди употребили в пищу примерно 62 миллиарда этих птиц.

Многие куриные кости в конечном итоге попадают на свалки, где бескилородные условия, как правило, мумифицируют органические вещества. Иными словами, их кости, скорее всего, сохранятся в палеонтологической летописи.

Если будущие археологи найдут окаменелые останки сегодняшних кур, то они, вероятно, поймут, что этих существ природа сама по себе не стала бы создавать в таком количестве.

Беннет и её коллеги проанализировали кости цыплят из базы данных костей животных, найденных в Лондоне, и сравнила их с костями современных птиц. Некоторые кости датируются римской эпохой, которая началась в 43 году нашей эры.

Самые ранние куры были небольшими существами, как, собственно, и их дикий предок – банкивская джунглевая курица (Gallus gallus).

Как обнаружили исследователи, примерно в 1340 году размер одомашненных кур стал чуть увеличиваться, вероятно, в результате экспериментов по селекции.

Размеры куриных костей стали заметно меняться, начиная с 1950-х годов. Так, кость ноги современного молодого цыплёнка-бройлера в три раза шире и в два раза длиннее, чем у представителя G. gallus. Кроме того, сегодняшний цыплёнок в 4-5 раза больше цыплёнка того же вида 1957 года.

Современные птицы являются результатом программы под названием "Цыплёнок завтрашнего дня", которая призывала заводчиков создавать больших и быстрорастущих животных. Собственно, современные цыплята-бройлеры растут так быстро, что их кости являются намного более "пористыми", чем у их диких сородичей.

В целом сравнительный анализ показал, что скелет, химический состав кости и генетика современных цыплят-бройлеров, выживающих лишь на протяжении шести недель из-за контролируемых условий современных ферм, радикально отличаются от своих предков.

Как пишут авторы работы, именно люди "спроектировали" сегодняшних кур, и по той причине, что они стали важной составляющей рациона питания современного человека, они будут считаться маркером антропоцена.

Более того, время этих изменений кур совпадает с другими предполагаемыми признаками антропоцена, такими как появление пластмасс, удобрений, ископаемого топлива и других.

Добавим, что за определение периодов, эпох и эр, которые исследователи используют для понимания истории Земли, отвечает международная комиссия по стратиграфии, в состав которой входят учёные со всего мира.

Беннет напоминает, что антропоцен ещё официально не признан, и этот процесс, скорее всего, займёт не один год. Между тем учёные уже обнаружили признаки того, что антропоцен может быть хорошо заметен в стратиграфической летописи на протяжении тысячелетий.

Например, в 2014 году учёные сообщили об обнаружении нового "минерала", ластигломерата, или смеси лавы и расплавленного пластика, найденного на некоторых пляжах.

Исследователи также утверждают, что отложения будут содержать и другие характерные признаки промышленно развитого общества, в том числе свинец из этилированного бензина, побочные продукты от сжигания ископаемого топлива и азот из удобрений. Беннет уверена, что куриные останки вполне могут присоединиться к этой "компании".

Результаты исследования, доказывающие, что окаменелые куриные кости могут являться отличительным признаком геологической эпохи антропоцен, представлены в научном издании Royal Society Open Science.