Антарктический мох возродили после 1500-летней заморозки

(фото Roads et al.).

Остров Сигни и его побережья, покрытые мхами
Бурение и забор образцов древних почв
Мхи, собранные с поверхности
Биологам из Британской антарктической службы удалось вернуть к жизни растение, возраст которого составляет около полутора тысячелетий. Антарктический мох восстановили после того, как он долгие века провёл под вечными льдами. До того возрождать из глубокой заморозки удавалось только микробы.

Исследователи из Британской антарктической службы и университет Реддинга сообщили, что им впервые удалось вернуть к жизни растение, пролежавшее десятки веков под вечными льдами. Антарктический мох, который пробыл в глубокой заморозке на протяжении полутора тысячелетий, был полностью восстановлен в лаборатории.

До сих пор осуществить прямую регенерацию растения удавалось лишь после 20 лет заморозки. А выдержать тысячелетия в вечных льдах, казалось, способны только микроскопические создания — например, вирусы.

"Эти мхи находились в очень долгой глубокой заморозке. Их сроки выживания оказались гораздо больше, чем кто-либо из нас мог предполагать", — рассказывает ведущий автор исследования Питер Конви (Peter Convey) из Британской антарктической службы.

Уникальный образец растения был привезён в лабораторию с небольшого острова Сигни, который находится в проливе Дрейка. На таких островах и береговой части континента произрастает немало мхов: в качестве удобрения растениям служат пингвиньи фекалии и экскременты других птиц.

(фото Roads et al.).

Идея попробовать восстановить мох пришла в голову учёным после того, как они заметили, что образец, извлечённый изо льда после бурения, выглядел подозрительно свежим, а добытые из глубинных слоёв останки растений не распались на коричневый торф, как это было бы в более тёплых условиях.

"В Северной Америке можно наблюдать мох, растущий поверх мёртвой торфяной базы. Но если посмотреть на образец с острова Сигни, то сразу видно, как он хорошо сохранился", — поясняет Конви.

Для проведения эксперимента учёные выдолбили кусок замороженной почвы из-под живого современного мха и быстро поместили образец в пластиковый контейнер, который немедленно заморозили вновь и отправили в лабораторию в Великобританию. Там исследователи нарезали образец слоями и поместили извлечённый мох в инкубатор, где из корнеподобных выростов, пролежавших в вечной мерзлоте 1500 лет, развилось растение.

Не менее важной задачей для биологов было вычисление возраста каждого слоя посредством радиоуглеродного анализа. Как выяснилось, самый старый мох в образце рос 1697-1533 года назад. Ровесник цивилизации майя в лаборатории пустил свежие ростки.

(фото Esme Roads).

"Мы не можем быть на 100% уверенными в том, что ничто постороннее не попало в образец. Но наши косвенные доказательства являются вполне убедительными: под микроскопом можно понаблюдать за тем, как новорождённый росток выстреливает из старого черенка", — говорит Конви.

Как поясняют учёные в своей статье, опубликованной в журнале Current Biology, открытия, связанные со мхами имеют огромное значение не только для биологии, но и для геологии Антарктики и климатологии, поскольку эти растения встречаются и в северном, и в южном полярных регионах.

Мхи являются таким же индикатором состояния среды, как и кольца на деревьях: слои растения способны "рассказать" о влажных и сухих климатических сдвигах, перепадах температур и других событиях, произошедших за долгое время своего произрастания.

Что любопытно, учёные в теории могут возродить к жизни и более древние растения: мхи во время длительных ледниковых периодов покрывались толстыми слоями мерзлоты. Анализ показал, что возраст самых старых мхов Антарктиды составляет более 5000 лет.

(фото Esme Roads).

Вероятно, мох каким-либо образом в ходе эволюции научился противостоять периодическому наступлению длительных холодов. Ведь многие виды животных и растений вырабатывают собственные стратегии выживания на холоде. Например, во время зимней спячки у медведей их тела не замёрзают за счёт жировых накоплений и работы белков, препятствующих кристаллизации тканей. Некоторые растения "терпят" всё то время, что находятся в вечной мерзлоте, как, к примеру, смолёвка, выращенная сибирскими биологами из семечка, пролежавшего во льдах 30 тысяч лет.

Исследователи предполагают, что уникальная способность мхов выживать в мерзлоте так же выработалась у растения постепенно. Так как климатическая картина Земли довольно нестабильна, и периодически наступают то эпохи оледенения, то эпохи глобального потепления, обитатели планеты вынуждены постоянно мигрировать от более холодных мест в более тёплые и наоборот. У мхов же такой возможности нет, и потому они приспособились переживать целые эпохи, а затем пускать ростки, когда настанут лучшие времена.